Срывы и уходы в себя у детей с РАС: сходства и различия.
Дети с аутизмом часто относятся к миру как к чему-то хаотичному и пугающему. Они очень интенсивно переживают свои эмоции и зачастую не имеют над ними никакого контроля.
Часто эмоции всецело овладевают аутичным ребенком, подобно гигантской волне-цунами. В результате ребенок чувствует себя беспомощным и ранимым, а его тревожность только усиливается. Такие сильные эмоции по поводу поступающих извне раздражителей приводят к невероятным сенсорным перегрузкам и срывам.
Что еще хуже, дети с РАС обычно тяжело отходят от периодов потери самообладания. На практике это означает, что срывы могут повторяться вновь и вновь. На то, чтобы полностью прийти в себя, им нужно продолжительное время. Взрослые часто думают, что, когда ребенок затих, с ним все в порядке. На самом деле, эмоции все еще остаются внутри него.
Наш совет родителям: возьмите за правило не предъявлять к малышу повышенных требований и не нагружайте его поручениями как минимум 2-3 часа после срыва.
Нервная система многих детей с РАС очень хрупка и подвержена постоянному воздействию химических веществ-трансмиттеров стресса. Дети с РАС вынуждены чрезвычайно напрягать свою нервную систему, чтобы выполнять предъявляемые повседневной жизнью требования, связанные с сенсорной сферой, общением с другими людьми и выполнением логических действий.
Количество веществ-индикаторов стресса растет, пока не достигнет критической точки, за которой малыш больше не может справляться с нагрузками. Порой аутичные дети даже не ощущают приближения потери самообладания. Со стороны кажется, что они рыдают из-за сущих пустяков – на самом деле, это последняя соломинка сломала хребет верблюда.
Потери самообладания выглядят пугающе и непредсказуемо. Когда агенты стресса достигают критической точки, срабатывает древний инстинкт «бейся или беги», из-за чего возбуждающие вещества начинают выделяться организмом в огромных количествах.
Однако если агенты стресса возрастают медленно, у некоторых детей с РАС мозг начинает отключаться от излишней стимуляции, чтобы избежать перегрузки. Ребенок уходит в себя, чтобы уменьшить до минимума дискомфортный контакт с внешним миром. Такие дети часто кажутся очень спокойными, но чуть оглушенными, безответными или «не от мира сего».
Такое порой случается в школе, когда нагрузка растет с числом прошедших занятий: дети перестают замечать все вокруг, начинают симулировать себя повторяющимися монотонными действиями или даже кладут головы на парты и засыпают. Это знак того, что они перегружены информацией и общением с миром.
К сожалению, педагогам может показаться, что ребят в таком состоянии нужно понукать активнее, и учителя начинают давить на детей с новой силой.
На самом деле нужно снизить нагрузку и дать малышу время на восстановление.
Представленная диаграмма показывает, как ребенок с РАС реагирует на постепенное нарастание трансмиттеров стресса. Аутизм – это бионеврологическое расстройство, которое делает нервную систему особенно хрупкой. То, что для нас кажется не требующим никаких усилий (сенсорные сигналы, общение, умственный труд) детям с РАС тяжело и тягостно:
- Если стресс накапливается медленно, то возможен уход в себя.
- Если быстро – срыв и потеря самообладания.
Дети с аутизмом часто плохо распознают сигналы своего тела, поэтому не могут, подобно нейротипичным людям, вовремя остановиться и сделать паузу. Это всегда нужно держать в уме при общении с ними.
Перевод с дополнениями