Физические упражнения способствуют развитию социальных навыков у детей с аутизмом

Дети с аутизмом, как правило, получают много специализированной помощи: зачастую она составляет целых 40 часов в неделю прикладного анализа поведения (АВА), наиболее активно применяемого подхода в обучении детей с РАС. Плюс занятия с логопедом и реабилитологом.
«В результате, для многих детей физическая активность так и не становится частью их обычного распорядка дня», — отмечает Meghann Lloyd, доцент медицинского университета Онтарио (Канада). Всё больше данных различных исследований позволяют утверждать, что физические упражнения дают не только те же преимущества, что и традиционные методы работы с детьми с РАС, но и те немногие преимущества, которые традиционные методы не дают.
«Несмотря на то, что большинство детей с РАС имеют бедные моторные навыки, физическая активность – часто последнее, на что обращают внимание, — отмечает Lloyd. – Вместо этого родители делают упор на обучении детей речи, зрительному контакту, смирному сидению в классе и социально приемлемому поведению. Однако, прежде всего, мы должны позволить детям стать активными, только тогда они смогут приобрести все другие навыки, которые им необходимы», — говорит она.
Результаты множества небольших исследований показывают, что помимо улучшения двигательных навыков, телесно-ориентированные методы работы совершенствуют социальную коммуникацию, внимание, поведение и успеваемость детей.
В связи с тем, что большинство данных основываются на пилотажных исследованиях, еще до конца не ясно, к каким конкретно результатам ведут те или иные упражнения или какие упражнения наиболее эффективны. Однако достоверно известно, что дети значительно продвигаются в социальном развитии.
«Только подумайте, сколько всего мы приобретаем в ходе игры: очередность, умение брать на себя роль, навыки вербальной и невербальной коммуникации, — говорит Anjana Bhat, доцент кафедры биомеханики и движения Делаверского университета. — Физические упражнения играют огромную роль в решении поведенческих проблем и повышении устойчивости внимания детей с РАС».
На сегодняшний день научно доказано, что упражнения улучшают такие функции, как внимание и способность к установлению зрительного контакта, но до конца не ясно, насколько широк и устойчив этот эффект, и какова «доза» упражнений, необходимая для достижения такого эффекта.
«Нам необходимо обоснованное мнение, где и когда упражнения эффективны, а когда нет, — говорит Beron Tan, психолог университета Едит Кауан в Австралии. – Если мы хотим использовать их в работе с людьми с аутизмом, тогда нам действительно необходимо точно знать, в чем именно состоит их польза».
Правила игры:
В целом, дети с аутизмом относительно мало двигаются. Физические упражнения практически полностью отсутствуют в традиционных методах терапии аутизма, таких как АВА, в которых терапевт обучает ребенка социальным навыкам и приемлемому поведению, используя положительное подкрепление.
«Если посмотреть, в ходе АВА терапии, основная работа над различными навыками происходит сидя за столом. Она не подразумевает использование двигательных игр», — говорит Bhat.
Более того, дети с аутизмом склонны уклоняться от различных оздоровительных упражнений и спорта. Одна из причин этого нежелания – это бедные моторные навыки. Более 80% детей с аутизмом не справляются с движениями, требующими тонкой координации, такими как оперирование ножницами или удар по футбольному мячу.
«Дети с аутизмом могут в срок научиться ходить, сидеть и переворачиваться, но если вы посмотрите на социально ориентированные навыки ребенка, такие, как удар ногой по мячу, ловля мяча, прыжки, бег, подпрыгивание и т.д. – вы увидите, что уровень их развития значительно отстает от нормы», — говорит Lloyd.
Кроме того, подростки с аутизмом могут избегать занятий спортом по социальным причинам. Они не решаются сотрудничать с другими членами команды и обеспокоены, что не смогут следовать правилам игры (по результатам исследования Heidi Stanish).
«Один из вопросов, который мы задавали детям был, «Ты когда-нибудь думал, что спорт и физические упражнения слишком трудны для тебя, и у тебя не получится?». Ни один нормально развивающийся ребенок не ответил «да» на этот вопрос, но около 16% детей с аутизмом ответили «да»», — рассказывает руководитель исследования, Heidi Stanish, доцент Массачусетского университета в Бостоне.
Возможно, именно из-за малой активности часть детей с аутизмом набирает лишний вес. Они в два раза чаще склонны набирать лишний вес и в пять раз чаще страдают от ожирения, чем их ровесники.
Для ребенка с аутизмом упражнения приносят такую же пользу для их физического развития, как и для обычных детей. В исследовании 2014 года Bhat и ее коллеги, показали, что систематическое катание на роликовых коньках помогает сбросить лишний вес детям с особенностями в развитии, включая и детей с РАС.
Рукопожатие:
В мае Bhat приступила к исследованию, целью которого является сравнение традиционной АВА терапии с двухмесячным курсом музыкальных и физических занятий. В исследовании 4 ребенка с аутизмом в возрасте от 7 до 13 лет играли на музыкальных инструментах и танцевали под песни с социальной сюжетной линией: к примеру, песни о встрече друзей – в течение часа каждый день. Вторая группа из 12 детей с аутизмом посещала занятия с АВА-терапевтом.
Согласно предварительным данным этого пилотажного исследования движение и социальное взаимодействие оказывают благотворное влияние на развитие детей. Дети из первой группы смотрели друг на друга и разговаривали с другими детьми чаще в конце исследования, чем они это делали в начале. Они также демонстрировали меньше негативного поведения.
«Мы обнаружили, что в первой группе было больше зрительного контакта, больше рассматривания и наблюдения за другими», — отметила Bhat. В ходе физических занятий дети также приобрели больше двигательных навыков, чем дети, которые проходили курс АВА терапии.
Развитие двигательных навыков у детей может происходить за счет оттачивания социальных. В небольшом исследовании, опубликованном годом ранее, команда ученых во главе с Lloyd тестировали эффект 6-недельного курса физических занятий у 5 детей с тяжелой формой аутизма. Каждую неделю исследователи занимались с детьми отработкой специфических движений, таких как удар ногой по мячу. В конце программы дети полностью овладели этими движениями. Но кроме этого они продемонстрировали повышение интереса к социальному взаимодействию и совместному наблюдению.
«Мы не работали с социальными навыками. Но что получили? Мы увидели усовершенствование адаптивного поведения и социальных навыков, — говорит Lloyd, обещая подтвердить результаты в рамках более крупного исследования.
Маленькие шаги:
Некоторые специализированные упражнения способствуют развитию познавательной сферы ребенка. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что дети с аутизмом, которые практикуют Китайское искусство Nei Yang Gong, легче достигают самоконтроля, способности противостоять импульсивным побуждениям. Nei Yang Gong работает над осознанием тела через медленные сфокусированные движения.
Трудно предугадать, для каких детей физическая активность станет толчком к познавательному развитию, и какие именно упражнения будут ему способствовать. Наблюдения Tan показывают, что, к примеру, у некоторых детей повышение концентрации внимания происходит после пробежки, в то время как у других – после катания на велосипеде – а у некоторых ничего не происходит.
«Но даже незначительные улучшения в восприятии могут способствовать значительным изменениям в обучении, — говорит Tan. – Трудно найти более доступный, дешевый и безопасный метод, чем физические упражнения».
Как и любые другие методы, программы физического развития дают больший эффект в случае, когда работа начинается в раннем возрасте. Эксперты утверждают, что грамотная работа над двигательным развитием ребенка в раннем возрасте, способствует развитию у него уверенности и снабжает всеми моторными навыками, необходимыми для занятий спортом в более позднем возрасте.
Еще один важный шаг к успеху в этих программах – это мягкая стратегия обучения. Разбивая правила игры на маленькие шаги, мы облегчаем участие в них детей с аутизмом. «Иногда помогает использование иллюстраций сначала, — отмечает Lloyd. – Мы также подкрепляем каждый маленький шаг ребенка и используем репетицию – их должно быть намного больше, чем в случае детей с нормальным развитием».
Прошлым летом Lindsay Guest, студентка, работавшая в лаборатории Lloyd, организовала недельный спортивный лагерь для девочек-школьниц с аутизмом. Девочки играли в самые обычные спортивные игра, включая баскетбол, бейсбол и другие. Постепенно, они перешли от топтания на месте, к ведению мяча и игре в баскетбол.
«Это было впечатляюще. Эти девочки не только усовершенствовали свои двигательные навыки, но и продвинулись в самопринятии, самоуважении», — отмечает Lloyd.
BY ANN GRISWOLD
Перевод Виктория М. Навицкая-Гаврилко
Сайт источник: http://www.special-psy.com/fizicheskie-uprazhneniya-autizm/